Профилактика речевых расстройств у детей и подростков – это актуальная проблема. Своевременно диагностировать миофункциональные патологии, которые приводят к нарушениям речевой функции, позволяет тесное взаимодействие ортодонта и логопеда.

Несмотря на то, что логопедия относится к педагогике, она развивается в тесном контакте с медицинскими науками, в частности со стоматологией. Как правило, миофункциональные нарушения возникают на фоне патологий развития зубочелюстной системы, характер которых позволяет определить дальнейшую тактику лечения.

Почему патологии зубочелюстного аппарата приводят к дефектам речи?

Речевой аппарат – это система взаимосвязанных органов, которые отвечают за производство, а также построение речи. Условно их можно разделить на исполнительную и регулирующую группу. Центральный речевой аппарат состоит из воспринимающих и двигательных органов, а периферический – из дыхательных и звукообразующих.

В группу органов, отвечающих за артикуляцию, входят челюсти, небо, губы, зубы, язык. Разные способы взаимодействия подвижных органов с малоподвижными способствуют звукообразованию, членораздельной речи.

Аномалии развития зубочелюстного аппарата вызывают различные речевые расстройства. Так, патологии строения неба часто приводят к нарушению взаимодействия носового резонатора с ротовым, что провоцирует искажение произношения звуков, расстройства голосовой функции.

Важность совместной работы ортодонтов и логопедов

Для полного устранения речевых расстройств важна совместная работа ортодонта и логопеда. Так при некоторых расстройствах звукопроизношения эффективная коррекция может быть проведена только после полного устранения патологий зубочелюстной системы. Например, при дизокклюзии у пациентов наблюдаются проблемы с правильным построением свистящих звуков и нарушение дикции. В этом случае исправить речевые расстройства можно только после предварительного лечения открытого прикуса.

Ношение корректирующих ортодонтических конструкций позволяет восстановить анатомическую окклюзию, нормализовать функции мышечного аппарата, что в свою очередь способствует устранению проблем с артикуляцией. Использование вестибулярных систем позволяет провести качественную коррекцию звукопроизношения, нормализовать функции глотания и дыхания.